- Снегоуборщики и отвалы
- Щетки для трактора
- Измельчители веток
- Плуги
- Почвофрезы и культиваторы
- Бороны
- Картофелесажалки
- Сеялки зерновые
- Сеялки для чеснока
- Рассадопосадочные машины
- Картофелекопатели
- Мульчирователи
- Окучники и пропольники
- Опрыскиватели
- Разбрасыватели
- Сенокосилки
- Грабли
- Пресс-подборщики
- Прицепы
- Погрузчики
- Экскаваторы и ямобуры
- Аксессуары
Права на мотоблок: нужны или нет?
18
Июл
Мотоблок покупают не в транспортных целях. Главное назначение этой машины – культивация земли. Однако, будучи дополненным полуприцепом, он превращается в самоходное транспортное средство. И возникает логичный вопрос: какие права нужны на мотоблок, и нужны ли вообще? Попробуем ответить на него в пределах нашей статьи.
К какому типу самоходных машин относится мотоблок?
Все самоходные машины отечественное законодательство делит на типы, но весьма размыто. Можно было бы предположить, что мотоблок относится к самоходным транспортным средствам по следующим причинам:
- характерное управление, руль, посадка в полуприцепе выдают принадлежность мотоблока к мотоциклетой технике;
- еще одним логичным критерием отнесения мотоблока к моторизованному транспорту средству является п.2 постановления Правительства №796, определяющий необходимость получения удостоверения тракториста-машиниста как минимум на любые самоходные сельскохозяйственные машины;
- если же обратить внимание на ПДД, то к транспортным средствам относится любой самоходный механизм, приводимый в движение двигателем;
- действующие нормативы не раскрывают понятия управления. Т.е., если Вы, будучи пешеходом, ведете мотоблок по дороге, то осуществляете управление машиной, а если пашете – то еще и по прямому назначению, а значит, за нарушение правил можете привлекаться к ответственности на общих основаниях. Когда же речь идет о езде на мотоблоке с прицепом, то он вообще превращается в полноценный самоходный транспорт со всеми правовыми последствиями для водителя.
Стало быть, права на мотоблок должны были бы считаться необходимыми, и, оперируя указанными нормативами, многие работники ГИБДД их требуют, не стесняясь применять санкции за нарушение ПДД к не слишком осведомленным владельцам.
Но, как это ни парадоксально, водительское удостоверение для управления мотоблоком не нужно, и причина этого кроется в следующем.
Почему права на мотоблок не нужны?
Если у вас есть мотоблок, права на управление им, независимо от вида управления (сельхозработа или езда), однозначно не нужны, и вот почему:
- В упомянутом правительственном Постановлении №796 говорится об удостоверении тракториста-машиниста, а не о водительском удостоверении;
- Этим же постановлением в п.46 четко сказано, что правила и методика приема экзаменов на получение удостоверения тракториста-машиниста утверждаются Минсельхозом РФ;
- а Минсельхозпрод РФ, правопреемником которого стало Министерство сельского хозяйства РФ, в свое время утвердило инструкцию №807 о порядке выдачи удостоверений тракториста-машиниста, где в п.3 однозначно сказано, что к самоходным машинам, управление которыми требует подобного удостоверения, относятся тракторы, кроме мотоблоков.
Таким образом, ни водительского, ни тракторного удостоверения лицу, управляющему мотоблоком, не требуется. Но здесь имеется важный момент: чтобы подобная индульгенция имела силу, предельная скорость мотоблока должна быть ниже 50 км/ч – в противном случае «запускаются» общие правила ПДД, и возникают обоснованные требования к наличию удостоверения. Правда, с учетом того, что скорость всех серийных мотоблоков не превышает 20 км/ч (если только Вы не займетесь разгоном их характеристик, изобретением новой машины и не купите парадоксальную скоростную модель), Вы свободны от получения допуска и предъявления прав инспектору ГИБДД.
Нужны ли права на мотоблок с прицепом?
Если Вы катите мотоблок по дороге или пашете, то идете за ним пешком, а не едете. В этот момент Вы подпадаете под определение пешехода, ведущего технику. Но, исходя из того, что действующее законодательство не разделяет «управление» по видам, права на мотоблок с прицепом также не нужны. Судебная практика по делам, предметом которых является обжалование штрафов за управление транспортным средством без водительских прав, становится на сторону водителя, если ревностных инспектор ГИБДД начинает придираться к отсутствию удостоверения.
Однако здесь существует одно предостережение. По мнению ГИБДД, нельзя двигаться на мотоблоке с прицепом по дорогам общего пользования без водительских прав категории А или А1, подтверждающих знание водителем правил дорожного движения и навыки управления специальной или мотоциклетной техникой. Без прав Вы можете только ехать по проселочным дорогам, обочине, пересекать дорогу под прямым углом, или перевозить мотоблок на платформе (в кузове) другого транспортного средства. Когда же Вас застали на мотоблоке без прав на дороге общего пользования – штраф гарантирован, и его придется либо платить, либо обжаловать в суде. Судебная же практика в данном случае не столь однозначна, и разные судебные инстанции принимают противоположные по сути решения.
Поэтому отвечая на вопрос, нужны ли права на мотоблок или нет, мы однозначно скажем «нет». Однако, если Вы собираетесь эксплуатировать его с прицепом на дорогах общего пользования, и не хотите заниматься длительными судебными тяжбами с не совсем очевидным результатом, рекомендуем обзавестись правами категорий А или А1, которые при отсутствии прочих нарушений ПДД гарантируют отсутствие претензий со стороны ГИБДД.